Язык программирования Pascal был разработан в 1968-1971 гг. Николаусом Виртом в Цюрихском Институте информатики.
Pascal является традиционным алгоритмическим языком программирования, продолжающим линию Algol-60. Это значит, что программа представляет собой специально организованную последовательность шагов по преобразованию данных, приводящую к решению некоторой задачи.
Алфавит языка
.
Алфавит состоит из следующих символов: * Заглавные и строчные латинские буквы и символ «подчерк». Внимание! Символ «подчерк» считается буквой!
* Десять арабских цифр
* 22 специальных символа: + - * / = < > . , ; : @ ‘ ( ) [ ] { } # $ ^
Лексическая структура языка
Лексема – минимальная структура языка, имеющая самостоятельный смысл.
Классы лексем:
1. Служебные слова (52 штуки) – неделимое образование, смысл которого фиксирован в языке. Их нельзя использовать в качестве имен, вводимых программистом.
2. Идентификаторы (имена) – вводятся для обозначения в программе переменных, констант, типов, меток, процедур и функций. Формируются из букв и цифр. Цифра не может находиться в начале идентификатора. Длина идентификатора – не более 63 символов. Заглавные и строчные символы – не различаются.
3. Комментарии – любой текст, поясняющий назначение блоков и элементов программы, заключенный в фигурные скобки "{" и "}” или в разделители вида "(*” и ")”.
Структура программы
Здесь все очень просто. Надо запомнить, что программа состоит из 3-х блоков:
- заголовок программы
- блок определения переменных величин (блок var)
- основной блок программы (лок begin-end) Program Name; {заголовок программы}
Var
{блок объявления переменных};
Begin
{основной блок};
End.
Программа начинается служебным словом Program, после которого следует имя программы. Имя конструируется из латинский букв и цифр. Русские буквы не используются. Имя не может начинаться с цифры. Максимальная длина имени – 63 символа.
Блок объявления переменных начинается служебным словом Var. В блоке указываются имена и типы всех переменных, используемых в программе.
Основной блок начинается служебным словом Begin и заканчивается служебным словом End. Блок содержит в себе команды обработки величин.
Пример программы.
Program MyFirstProg;
Var
a,b : byte;
c : word;
Begin
c:=a+b;
End.
Система типов языка. Скалярные типы.
Любая переменная характеризуется своим типом. Тип – множество значений, которые может принимать переменная и множество операций, которые можно выполнять над переменной.
несколько самых нужных типов данных
Название типа Диапазон значений Размер в памяти
Integer -32768..32767 2 байта
Byte 0..255 1 байт
Word 0..65538 2 байта
Real 2.9e-39..1.7e38 6 байта
Оператор чтения (ввод)
readln ( name ); -- считывает введенное с клавиатуры значение и сохраняет его в переменной, имя которой указано в круглых скобках.
readln (a);
readln (x,y,z);
Оператор записи (вывод)
writeln (‘строка текстовая’, Name); -- выводит на экран произвольный текст или значение переменной величины. Если некоторый текст заключен в кавычки, то он выводиться на экран как есть. Если необходимо вывеси на экран значение переменной, то её имя указывается без кавычек.
writeln (‘Здравствуйте!’);
writeln (‘Значение N=’,N);